Нажмите на фото, чтобы открыть материал
Интервью

«Первый макет состоял
из «морды» и трех «ушей»

Михаил Котов

Главный редактор «Газеты.Ru» с 2010 по 2013 год

Фото: Артем Сизов
Интервью «Первый макет состоял
из «морды» и трех «ушей»
Автор: Евгений Шипилов, Олег Ефимов

Михаил Котов работал в «Газете.Ru» с года основания и посвятил редакции 13 лет. С 2010 по 2013 год он занимал пост главного редактора издания. Сегодня Котов возглавляет украинский журнал Forbes. О том, какой была «Газета.Ru» 15 лет назад, как менялась и какие тексты стали ключевыми в истории редакции, Михаил Котов рассказывает в рамках юбилейного спецпроекта «Газеты.Ru».

— Сейчас много споров, почему «Газета» отмечает свой день рождения именно 13 сентября, хотя сам сайт заработал еще весной 99-го при Антоне Носике.

— Первый материал в «настоящей» «Газете.Ru», которая возникла при Бородулине («Настоящая газета в интернете» — слоган издания при Бородулине. — «Газета.Ru»), появился 12 сентября. Это была экономическая заметка Кирилла Харатьяна про рубль, но она была опубликована еще в «носиковском» макете. А 13 сентября произошли трагические события — взрыв дома на Каширском шоссе. И публикация материалов «с колес» о событиях на месте теракта началась, как мне рассказывали, уже в новом макете. Этот день стал знаковым: произошел перезапуск газеты с абсолютно новой концепцией, редакцией, бизнес-моделью, новым главным редактором, который являлся ее собственником. То есть по тому же адресу www.gazeta.ru фактически появилось абсолютно новое издание. С этого момента 13 сентября считается днем рождения «Газеты.Ru».

— Ты в какой момент присоединился к команде?

— Пришел спустя пару месяцев после перезапуска, в ноябре 99-го. Тогда в «Газете» работали четыре отдела и было четыре рубрики: «Новости», «Политика», «Бизнес» и «Спорт». Только запускались разделы «Публицистика» и «Парк культуры».

— А как ты оказался в «Газете»? Ты же до журналистики занимался музыкой?

— Да, в 90-е я в основном занимался музыкой, но накануне кризиса 98-го мой друг — журналист газеты «Коммерсант» Андрей Гришковец — позвал меня писать клубные обзоры в журнал «Столица-Афиша». И я туда писал, пока нас всех не отправили в неоплачиваемый отпуск, а фактически — закрыли издание. Вскоре после этого Влад Бородулин пригласил Андрея в «Газету.Ru» делать раздел «Публицистика». Дело в том, что Гришковец работал в «Коммерсанте» с так называемыми «золотыми перьями», очень мощным отделом спецкоров: Александром Кабаковым, Наталией Геворкян, Глебом Пьяных, Игорем Свинаренко, Валерием Дранниковым, Андреем Колесниковым, Валерием Панюшкиным… И у Бородулина была идея, чтобы эти известные фигуры в журналистике, люди с именами, стали писать колонки в «Газету.Ru».

Андрей начал договариваться с авторами. Кроме «коммерсантовцев» были, конечно, и другие. Например, у нас была опубликована колонка Бориса Стругацкого. И она не была бы последней, если бы мы решили физическую проблему отправки ему гонораров в Питер. Помню, мне пришлось специально туда ехать, чтобы их ему передать. Но каждый раз так ездить не будешь…

Еще колонки писали Азер Мурсалиев, Григорий Горин, позже появился поэт-правдоруб Игорь Иртеньев.

Позже Бородулин поручил Гришковцу запустить рубрику «Общество» — о социально значимых темах. Андрей написал концепцию и стал формировать отдел из нескольких корреспондентов. (Кстати, одним из первых к нам тогда пришел нынешний главный редактор «Дождя» Миша Зыгарь.) Журналисты должны были писать про образование, здравоохранение, науку, происшествия, криминал и т.д. А «Публицистика» фактически превратилась в рубрику с колонками — в ней выходил один материал в день. В «Обществе», конечно, работы прибавилось — нужно было дозваниваться до героев материалов, писать, редактировать. Немного позже Гришковец стал работать с другим новостным форматом, а «Общество» и колумнистика остались за мной.

— Как была выстроена работа редакции в 99-м году?

— В редакции работало, кажется, человек 30–40, и это было больше похоже на «семейное» предприятие. Мы про себя называли «Газету.Ru» «домашней страничкой Владислава Бородулина». Коллектив был очень дружный, все понимали, что мы делаем что-то очень нужное и новое, атмосфера была скорее неформальной, хотя определенная субординация, конечно, соблюдалась. Наши штатные программисты написали первую редакционную систему, которая называлась «Пэ-Жэ» — как в фильме «Кин-дза-дза», но на самом деле от английского page generator. Ее обновление всегда сопровождалось надписью «Последний выдох господина Пэ-Жэ», скажем, «версия 1.02». Первый макет, который нарисовали наши дизайнеры, состоял из колонки новостных заголовков, центра — «морды» и трех «ушей» с фотографиями, а также «жопы» — рубрик разделов. Материалы получали свое место в зависимости от важности темы. Поэтому на выпуске часто можно было услышать: «Куда публикуем? В ухо или сразу в жопу?»

— По какому принципу тогда находили новости?

— С самого начала у новостей была подписка, кажется, на две новостные ленты — «Интерфакс» и Reuters. Официально с Reuters тогда никто из российского интернета не работал вообще. И мы делали переводные материалы, которых фактически ни у кого не было.

Перед остальной частью редакции Бородулин ставил задачу самим искать информацию, проверять ее, дополнять. Это все было основано на тех же «коммерсантовских», настоящих «газетных» принципах.

— Понятно, что в первое время ориентировались на «Коммерсант». Какие еще новостные ресурсы «Газета» тогда воспринимала в качестве конкурентов?

— Новостные агентства в те годы работали в основном на бумажные издания, у которых был вечерний дедлайн. А мы были молодые и старались узнать всякие подробности гораздо раньше, чем это появится на лентах информагентств. В соревновании, например, с РИА «Новости» иногда мы даже опережали. Потом мне даже Света Миронюк (Светлана Миронюк, главный редактор РИА «Новости» в 2006–2014 годах. — «Газета.Ru») говорила, что в начале нулевых она своих ребят дрючила, так как какие-то подробности и даже новости появились быстрее в «Газете.Ru», чем на ленте РИА.

Плюс нам удавалось выстраивать работу с ньюсмейкерами. Например, в 1999 году я смог договориться с МЧС, чтобы они, в случае какой-то чрезвычайной ситуации давали нам информацию первым. Точно так же было со штабом Военно-морского флота по «Курску».

— Получается, что на начальном этапе «Газета.Ru» уже конкурировала с информагентствами?

— Да. Скорость публикации новостей должна была быть моментальной, счет шел на секунды. А, например, 11 сентября 2001 года мы вообще первыми в рунете сообщили о терактах в Нью-Йорке. Просто потому, что в ньюсруме всегда работало CNN.

Что касается «больших» материалов, то для нас было важно сегодня найти и собрать важные и интересные подробности, которые только завтра появятся в газетах.

— В начале нулевых появился также общественно-политический интернет-портал «Страна.Ру», лояльный власти.

— Этот сайт появился под президентские выборы. Тогда говорили, что это проект Березовского, который должен убить «Газету.Ru». Как мы видим, этого не произошло. Сначала она воспринималась как серьезный конкурент. Но постепенно стало понятно, что «Газета.Ru» задала очень высокие стандарты. И даже прокремлевский «Взгляд» с огромным бюджетом на продвижение тоже не смог конкурировать с нами.

Что же касается «Ленты.Ру» или Newsru.com, которые тогда были нашими соседями в рейтингах посещаемости, то мы их скорее воспринимали не как конкурентов, а как успешные новостные агрегаторы, которые производят совсем другой продукт.

— И конкурировали за трафик, а не контент?

— Да. Тогда они рерайтили, компилировали или просто републиковали новости, которые появлялись на лентах агентств и в других источниках информации. Их продукт фактически заключался в отсортировке и переупаковке такой информации. Это была вполне успешная модель, но она отличалась от нашей.

— Ты в «Газете.Ru» работал 13 лет. Как она менялась в эти годы?

— Все шло плавно и постепенно развивалось. Мы придумывали постоянно что-то новое. Не от того, что такие выдумщики, а просто понимали, что новые формы подачи информации востребованы и соответствуют тому слогану, который был у «Газеты.Ru»: «Настоящая газета в интернете». То есть он подразумевал настоящее качество журналистской работы, с одной стороны, «онлайновость» и постоянное вовлечение читателя в поток событий — с другой. Так, например, появился жанр того же самого онлайн-интервью. После прямой линии с Путиным, которая дословно публиковалась в режиме реального времени, мы подумали, а почему бы нам не сделать такой жанр постоянным? Это сейчас стало общим местом, а тогда было абсолютно новое явление: человек с тобой разговаривает, а его ответы тут же публикуются в интернете.

— Какие материалы за эти 13 лет, на твой взгляд, стали самыми важными в «Газете.Ru»?

— Лучше говорить о сериях публикаций, например, по «Курску», по делу «Юкоса», по выборам… Но если речь именно о ключевых, то для истории «Газеты.Ru», наверное, важным было онлайн-интервью с Путиным в 2001 году. А также публикация программной статьи Медведева «Россия – вперед!» в 2008-м.

— Почему именно они?

— Потому что и одно, и другое выводило издание на новый уровень. В том смысле, что, с одной стороны, была известна наша независимая позиция и достаточно критическое отношение к власти, с другой — это укрепляло наш авторитет. Власть понимала, что аудитория «Газеты.Ru» и аудитория интернета (если говорить шире) важны для выражения своей позиции. И это было определенное признание, что «Газета.Ru» является площадкой для такой коммуникации.

С другой стороны, это давало журналистам понимание, что их слышат не только читатели, но и власть. И если после интервью Влада Бородулина с Путиным нас «заметили» и мы стали «существовать» в поле «взрослых» СМИ, то уже при Михаиле Михайлине (главный редактор «Газеты.Ru» с 2006 по 2010 год, сейчас главный редактор газеты «Коммерсант». — «Газета.Ru»), после статьи Медведева, мы окончательно перешли в разряд авторитетных и влиятельных изданий.

— Скажи, когда вы стали отслеживать, кто аудитория «Газеты.Ru»? И когда пришло понимание, что аудитория выросла настолько, что уже может оказывать серьезное влияние на общественно-политическую жизнь страны?

— Здесь нужно посмотреть все-таки на историю интернета. Антон Носик говорил, что о таком интернете, какой был в 1999-м, нам всем сейчас приходится только мечтать. Это действительно так. Когда не было еще широкополосного доступа, в сети в основном сидели либо продвинутые люди, которые считали интернет важной составляющей своей жизни, либо офисные работники. Газета ориентировалась именно на них. Мы собирали серьезную информацию для серьезных людей и никогда не гнались за «желтым» или покупным трафиком. Поэтому аудитория «Газеты.Ru» росла органически с ростом всей сети за счет людей, которые хотели почерпнуть достоверную и важную информацию. Мы никогда ничего не делали специально для того, чтобы нагонять трафик. Это считалось неправильным ни с журналистской, ни с маркетинговой точки зрения. Мы понимали, что работаем для читателей, которые всерьез интересуются новостями и принимают решения, которые занимают активную жизненную позицию. Поэтому мы всегда чувствовали, что делаем нечто важное и полезное.

— А когда «Газета.Ru» стала зарабатывать?

— Практически сразу.

— Но ведь для рекламодателей в те годы интернет был чем-то неведомым.

— Практически сразу «Газета.Ru» начала искать рекламу для публикации на своих страницах. И очень долгое время на столе у главного редактора в рамочке стояли первые 20 долларов за какой-то баннер, которые «Газета.Ru» заработала еще в 1999 году. И насколько я знаю, мы работали с рекламодателями очень успешно именно благодаря качественной аудитории.

— При тебе в «Газете.Ru» появились видео, инфографика, твиттер-репортажи. Как пришло понимание, что пора внедрять мультимедийные технологии?

— Мультимедиа — это лишь инструмент подачи информации. С органическим ростом аудитории «Газеты.Ru» стало понятно, что мы должны вовлекать читателей непосредственно в информационный поток. И они не только хотят прочитать тексты журналистов, но и увидеть собственными глазами, что происходит. Журналистский текст можно оспорить, заявить, что корреспондент что-то утаил или имеет предвзятую точку зрения. С фото- или видеофактом поспорить гораздо труднее или вообще невозможно. То же самое касается и фактов, представленных в инфографике.

Если продолжать тему, то в какой-то мере мне, наверное, повезло, в том смысле, что тогда был бюджет на развитие. Идея мультимедиа, расширения визуальной информации витала давно. Вопрос был в ее воплощении и рациональном, правильном использовании. И, конечно же, в специалистах, которые могли бы это сделать и наладить.

За 15 лет «Газета.Ru» задала много новых стандартов, форматов, даже журналистских жанров, которые потом стали общим местом для многих интернет-СМИ. И это не потому, что мы просто хотели чего-то новенького, это был обычный вызов времени. Было удобнее с помощью именно этих инструментов доносить информацию. И газета становилась первопроходцем, чего в дальнейшем я ей и желаю.