Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Демарш миллионов

Заместитель главного редактора «Газеты.Ru»

Три года назад экс-президент Дмитрий Медведев, назначая Сергея Собянина мэром Москвы, поделился своим пожеланием: российская столица должна стать международным финансовым центром. Бывший президент, правда, добавил: такие амбиции не реализовать в условиях мегаполиса, парализованного пробками. В итоге транспортная программа и борьба с заторами стала главной политической повесткой нового мэра.

Однако в деле решения транспортных проблем Москвы благая идея улучшить жизнь одних обернулась кошмаром для других.

Так, платной парковкой пользуются в основном те, кто и раньше оставлял свою машину цивилизованно. Зато тротуары и прилегающие территории по-прежнему забиты автомобилями, а владельцы премиальных и люксовых машин зачастую просто завешивают свои номера тряпочкой. Попытка их массово штрафовать обнажает неотлаженность системы, и опять же, штрафы нередко приходят тем, кто нарушать не собирался: из-за ошибочных постановлений автомобилисты уже готовятся подавать иски к правительству Москвы. В это же время рядом со зданиями Госдумы, Совета Федерации, Прокуратуры, Центробанка, Федеральной налоговой службы в пределах Бульварного кольца сохранились бесплатные парковочные островки.

Что бы чиновники сейчас ни говорили о принципах эвакуации, на деле пока мы видим, что увозят не тех, кто действительно мешает проезду или паркуется на тротуарах, а кого проще забрать и погрузить на эвакуатор.

Точечная установка новых светофоров или перераспределение потоков зачастую только ухудшают ситуацию и провоцируют заторы на соседних улицах. Выделенная полоса для нескольких бабушек в автобусе парализует целые магистрали. Запрет на движение фур по МКАД снизил дневной поток многотоннажных машин, но наводнил грузовиками Подмосковье. И такие примеры может привести каждый житель Москвы.

Де-факто за три года городские власти расписались в невозможности сделать Москву современным мегаполисом с развитой транспортной инфраструктурой, которая бы была комфортной для абсолютного большинства.

В онлайн-интервью «Газете.Ru» глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил, что перед мэрией стоит задача сократить число автомобилей, регулярно выезжающих на дороги города, на 500 тыс. единиц. Таким образом, в движении ежедневно будет находиться не более 2,3 млн автомобилей. Но даже это не значит, что вышеуказанные автомобили поедут с ветерком. Власти определили верхний предел автопарка, который не повергнет город окончательно в транспортный коллапс. В эти «золотые» 2,3 млн автомобилистов попадут самые терпеливые водители, уже привыкшие к многочасовым пробкам; госслужащие, обеспеченные парковкой в центре и служебным седаном, а также небольшой процент москвичей, который не связан рабочим графиком для поездок в часы пик.

Остальным жителям города рапортуют: дорожная сеть не выдержит дополнительных нагрузок. Поэтому для автовладельцев создаются еще более невыносимые условия — лишние полмиллиона автомобилей из города вытесняют, а водителей пересаживают в общественный транспорт.

Однако метро и так работает на пределе своих возможностей: там почти всегда чудовищная давка, духота, столпотворение. Появление нескольких станций принципиально ситуацию не меняет. Автобусы и троллейбусы — очень медленный и неповоротливый транспорт с немыслимым расписанием и устаревшей на тридцать лет маршрутной сетью, хотя нам и обещают ее обновить. В электричках настоящий кошмар и будет только хуже — поток людей продолжит прирастать десятками тысяч новых пассажиров. По данным Росстата, Московская область лидирует по объему ввода нового жилья. Пока никакие платные парковки, никакие выделенные полосы и новое билетное меню не помогут решить проблему деградации метро, автобусов и троллейбусов.

Трагедия Москвы даже не в убогом общественном транспорте или нехватке парковочных мест. В столице просто катастрофически не хватает дорог.

В октябре российские чиновники отправились в Японию изучать токийский опыт борьбы с пробками. Токио — мегаполис, который потрясает инженерной мыслью в области градостроения. Но не современные «умные» светофоры и даже не скоростные электрички делают этот город комфортным для передвижения. Это великолепные многоуровневые развязки, бетонные массивы которых паутиной уходят на шесть этажей вверх, пронизывают насквозь небоскребы и «парят» над океаном. 28 тыс. километров платных и бесплатных дорог. И Москва — с ее скромной дорожной сетью в 3,5 тыс. километров. При этом площадь и численность населения Токио и Москвы примерно равны.

Однако в Москве дорожные проекты урезают. Вместо этого москвичам обещают, что до 2015 года в городе, включая Новую Москву, реконструируют и построят 400 километров дорог. По дорожным меркам и площади российской столицы — это капля в море, эффект от которой вряд ли кто-то ощутит. Или еще хуже — произойдет как сейчас на Ярославском шоссе, где после помпезной реконструкции район, судя по письмам наших читателей, превратился в сплошную пробку. Но на строительство новых магистралей в городе нет денег — основные средства брошены на развитие инфраструктуры общественного транспорта. Для масштабного строительства новых дорог нужно привлекать частных инвесторов, но в России в крупные дорожные проекты по собственному желанию вкладываться мало кто захочет: слишком велик риск и неочевиден срок окупаемости.

С другой стороны, для новых магистралей в Москве просто нет места. Еще при Лужкове город загромоздили огромными торговыми комплексами и бизнес-центрами. Чтобы развернуть строительство, придется уровнять всё бульдозером, и уже на месте этих безумных градостроительных решений строить новый современный мегаполис.

Ровно спустя три года после назначения Собянина мэром столицы Дмитрий Медведев, уже в статусе премьер-министра, опубликовал в «Ведомостях» статью, в которой вновь предрек Москве роль международного финансового центра. Правда, про решение транспортных проблем столицы второе лицо государства уже не упоминал.

Новости и материалы
В Турции объявили однодневный траур в связи с гибелью Раиси
В Госдепе недовольны идеей МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Нетаньяху увидел антисемитизм в возможном ордере Международного уголовного суда
Креативность и юмор улучшают самочувствие пожилых, установили ученые
В Пентагоне заявили о непричастности США к крушению вертолета Раиси
Ученые нашли способ улучшить терапию опасного рака мозга
Певец Лоза об игроке «Спартака» Джикии: возраст тоже берет свое
В Пентагоне прокомментировали гибель Раиси
Байден раскритиковал требования МУС о выдаче ордеров на арест руководства Израиля
В Белгороде и Шебекино объявлена ракетная опасность
В Карелии мужчина получил срок 15 лет за изнасилование трехлетнего ребенка возлюбленной
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвало причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Продюсер заявил, что Шнуров «подложил свинью» на «Новой Фабрике звезд»
Все новости